"Я и на том далёком свете
В себе ребенка сберегу,
Неприспособленного к миру,
В котором правит капитал.
Не сотворив себе кумира,
И модной куклою не став." (
viewtopic.php?p=9212#p9212)
В продолжение этих мыслей - из опубликованного ранее:
«Российскую интеллигенцию всегда отличала высокая принципиальность в сочетании с неизбывной добротой и бережным отношением к ближним.
У истоков отечественной кинологии стояли интеллигентные люди, которым работа с любимыми породами дарила не материальные стимулы,
а творческое удовлетворение продолжателя эстафеты жизни прекрасных друзей человека.»
ЖУРНАЛ "ОТЕЧЕСТВЕННОЕ СОБАКОВОДСТВО"
СОБАКОВОДЫ И ПОПУТЧИКИ.
"Охота, вообще, есть сильное влечение, страсть к занятию любимым предметом и энергическое, настойчивое стремление к доведению до всевозможного совершенства,
как действий, так и различных принадлежностей этого предмета." - писал П.М.Мачеварианов в своих замечательных "Записках" (1876 г.).
Среди поклонников псовой охоты он выделял "истинных", "полевых" и "Приватных или случайных". Эта классификация отнюдь не устарела и в
наше время, в применении к людям, причастным к собаководству. По мнению этого автора "Истинным охотником" может быть лишь тот,
кто а) благовоспитан, б) образован, в) умен, г) честен, д) благороден, е) добр и ж) вечно юн душой. Хотя эти качества не мешает иметь каждому
человеку, но для истинного охотника они необходимы". Истинный псовый охотник смотрит на охоту как на науку..."
Такой охотник с неусыпным вниманием заботится о сохранении породы собак ее их наружных и внутренних достоинств, ведя со строгой аккуратностью их родословные.
Собаку не кровную и не породистую он ценит ни во что, как бы она в поле лиха не была, потому что от такой собаки, несмотря на её лихость,
нельзя ожидать приплода с теми же полевыми достоинствами."
Таковы были люди заложившие основы отечественного собаководства, в то время как "Полевые" и "приватные" охотники, будучи преданы собственно охоте,
как добыванию диких птиц и зверей, являлись попутчиками истинных охотников пользуясь плодами их работы с породами.
Шли годы, на смену классической псовой охоте пришла ружейная охота с гончими, легавыми и норными собаками. Широкое распространение получила охота с лайками.
В отечественном собаководстве, помимо изначального охотничьего утверждалось служебное и любительское направления.
Вплоть до октябрьского переворота 1917 г. собаководство России развивалось на мировом уровне. Ведущие кинологические объединения нашей страны
на равных сотрудничали с кинологическими клубами Англии, Франции, Германии, Бельгии, Америки и других стран. Достоверность племенной документации и
родословные книги дореволюционного времени признавали собаководы Европы и Америки.
Высокая культура собаководства дореволюционной России отнюдь не была достоянием только столичных охотников.
"География" цивилизованного собаководства включала громадные просторы нашего государства от Прибалтики до восточных окраин.
С породами вели работу интеллигентные собаководы, чьи питомники были разбросаны во многих уездных городах и селах.
Известно, что во всех сословиях дореволюционной России была своя прослойка интеллигенции. Лучшую часть народов России составляла интеллигенция:
крестьянская, рабочая, техническая, творческая, дворянская, купеческая, армейская. Ее представители были носителями культуры своего сословия.
Подлинная интеллигентность ничего общего не имеет с материальным положением и получением престижного образования.
Неграмотный Дерсу Узала - наследник знаний и умений своего народа и его морально-этических традиций - интеллигентен,
а Базаров остается хамом несмотря на полученное образование.
Интеллигентность высоко ценилась народами России. Её представители составляли лучшую часть каждого сословия, облагораживая его,
порождая стремление общаться и по-возможности породниться с этими аристократами духа.
В каждом уездном городке и даже в крупных селах интеллигентную прослойку составляли: врач, ветеринар, землемер, учитель, служитель культа и местные чиновники,
Охота и собаководство составляли изрядную часть их бытия.
Именно такие люди определяли высокий уровень отечественного собаководства, обеспечивали контакты и творческое сотрудничество с собаководством Европы и Америки.
Октябрьский переворот на многие десятилетия изолировал отечественное собаководство от мирового. А массовые репрессии по отношении к зажиточным крестьянам,
торговому сословию, служителям культа, специалистам в области медицины, ветеринарии, не говоря об аристократии и бывших офицерах,
свели "географию" племенного собаководства к немногим кинологическим центрам столичного и областного масштабов.
После 1917 года отечественное собаководство оказалось в изоляции. В эпоху "отца всех народов" поездка за рубеж и общение с иностранцами были равносильны "путевке" в Гулаг.
Позднее в периоды хрущевской оттепели и правления последующих "Генсеков" оформление на выезд было сопряжено с чудовищной волокитой и унизительными проверками.
Собаководство внутри страны было жестко зарегулировано ведомственными рамками. Служебное собаководство было прерогативой Осовиахима (позднее ДОСААФ).
Охотничье - теплилось в системе охотинспекции и обществ охотников, преимущественно столичных и центральных областей.
А любительское собаководство Режим всячески душил, как ненужное и даже вредоносное разведение "непродуктивных" животных,
объедающих трудовое население Советского государства.
Разрушения в сельском хозяйстве России, начатые в период раскулачивания и последовавших репрессий, и продолженные в период хрущевской "оттепели"
с вымиранием "бесперспективных" деревень нанесли непоправимый урон охотничьему делу и собаководству.
Исход из сельской местности наиболее активной части населения, к которой относились и сельские охотники, нанес необратимые последствия демографического порядка.
Интеллигенция, как и нервные клетки, погибая не восстанавливается. И множество бедствий в современном мире происходит в результате физического уничтожения
в послеоктябьский период интеллигентной прослойки народов и сословий России. Ведь Российская империя объединяла множество народов, находившихся на самых разных стадиях исторического развития. Одни из них были во главе тогдашней цивилизации, тогда как другие еще жили по традициям феодального общества,
а многие национальные меньшинства находились в стадии племенного и родового строя почти первобытных охотников, скотоводов и собирателей.
Интеллигентная прослойка в столь пестром конгломерате сословий, народов и племен обеспечивала возможность сосуществования их в Российском Государстве и
постепенное приобщение их к цивилизованному миру. Но если в Центральной России сталинский режим сохранил хотя бы часть технической, научной и творческой интеллигенции,
то национальная интеллигенция племен и народов в республиках СССР была уничтожена почти нацело.
А без этой совести народов, после распада Советского Союза во многих странах СНГ пышным цветом расцветает пещерный национализм и
варварская борьба за власть вчерашних князьков, современных нуворишей и мафиози.
Российскую интеллигенцию всегда отличала высокая принципиальность в сочетании с неизбывной добротой и бережным отношением к ближним.
Примером может служить экспертиза гончих Н.А.Зворыкина на пятидесятой выставке охотничьих собак в Москве, когда он отдал первенство небольшой,
но высококлассной стайке гончих разночинца Н.П.Пахомова в сравнении со стаями великокняжеской охоты и миллионера Телегина ...
А чего стоит случай из истории наших великих художников Васнецова, Левитана и Врубеля, тогда еще молодых бедных, но талантливых ребят,
которых привечал и пестовал в своем имении Абрамцево Савва Мамонтов. Денежное довольствие, выданное меценатом,
они очень быстро истратили не по назначению и вновь обратились к своему покровителю с просьбой о деньгах на покупку холстов и красок,
якобы израсходованных юными тружениками. Мудрый меценат разумеется понял их хитрость, но не стал укорять за обман, а приказал закладывать экипаж,
чтобы закупить все необходимое вместе с подопечными ... Этот урок доброты и деликатности художники помнили и в зените своей славы,
а мне о нем рассказал эксперт кинолог и художник старшего поколения Александр Александрович Чумаков.
У истоков отечественной кинологии стояли интеллигентные люди, которым работа с любимыми породами дарила не материальные стимулы,
а творческое удовлетворение продолжателя эстафеты жизни прекрасных друзей человека.
Глоток свободы, привнесенный последним десятилетием, обеспечил возрождение в собаководстве России его лучших традиций,
вопреки неизбывным бюрократии и меркантилизму.
Живя в непростой период безвременья, сталкиваясь с последышами прежней номенклатуры, присосавшимися к нашему собаководству и охотничьему делу,
невольно вспоминаешь строки замечательного поэта серебряного века - графа Алексея Константиновича Толстого:
"Потомки беду перемогут,
Неволя заставит пройти через грязь,
Купаться в ней свиньи лишь могут."
[В.ГУСЕВ]