nivoron писал(а):... с удовольствием поучилась бы тому, как надо воспитывать собаку.
Вот ещё немного из опубликованного:
«Схема или порядок возникновения условного рефлекса таковы: вначале животное воспринимает сигнал - условный раздражитель,
который воздействует на его органы чувств, затем следует стимул безусловный раздражитель, вынуждающий к требуемому действию,
после этого реакция (рефлекс) закрепляется положительными эмоциями.
Такую же последовательность нужно соблюдать при обучении щенка. Вначале дается команда - условный раздражитель,
затем - воздействие, вынуждающее щенка сделать требуемое, и тотчас рефлекс закрепляют поощрением.
Так, при обучении садиться по приказанию вначале дается команда "сидеть". Принудить собаку сесть можно двумя способами:
механическим воздействием, потянув за ошейник вверх и слегка назад, при одновременном нажатии на круп собаки,
либо показывая лакомый кусочек из руки, которую ведут перед носом собаки слегка вверх и назад.
В последнем случае собака сама принимает сидячую позу, как самую удобную в стремлении видеть и обонять желанное угощение.
А чтобы она не подпрыгивала и не вставала на задние лапы, дрессировщик наступает ногой на приспущенный до земли поводок.
При любом методе воздействия, механическом или пищевом, принятие нужной позы стимулируют поощрением.
Обучение идет гораздо быстрее, если требуемое действие собака выполняет как бы сама, стараясь дотянуться до кусочка при обучении
приемам "сидеть", "лежать" и другим.
Поощрение за правильно выполненную команду закрепляет рефлекс, обеспечивает необходимые контакт с воспитателем и заинтересованность в работе.
Лакомый кусочек из рук дрессировщика - самое распространенное, но не всегда самое действенное поощрение.
Его можно и нужно использовать, но ограничиваться только пищевым стимулом нерационально, да и невозможно.
Настоящий собаковод-воспитатель использует широкий набор возможных контактов с четвероногим другом.
Ведь собака высокоорганизованное общительное животное, которому человек заменил стаю, вожака, родителей и других сородичей.
А при обучении своего питомца он использует богатейший арсенал природных качеств собаки, предельно развитых направленной селекцией пород.
Кусок пищи в миске - это только еда, которая интересует лишь голодное животное.
А крошка даже черного хлеба, полученная за выполнение приема, - желанная награда смышленому, активному существу,
которое жаждет деятельности и для которого служение людям стало потребностью.
Природные инстинкты наших воспитанников трансформируют заработанный кусочек как бы в охотничий трофей,
который с жадностью проглатывает даже самая избалованная, закормленная собака.
Внимание человека, ласковая интонация, прикосновение руки - не менее действенное поощрение, чем подкормка,
во всяком случае для многих собак с повышенной тягой к общению с воспитателем.
Такую контактность нужно воспитывать с первых дней появления щенка в доме. А в дальнейшем поощрением при обучении становится игра,
прогулка, стремление к удовлетворению всего комплекса природных потребностей животного.
Сами занятия со щенком, обучение его выполнять ваши требования и команды тоже относятся к числу естественных
потребностей этого замечательного животного. Ведь и в стае своих собратьев щенок проходит курс обучения на протяжении многих месяцев.
Он изучает правила собачьего "этикета", учится добывать пищу, избегать опасности. В окружении двуногих существ щенок
сохраняет эту потребность учиться, если ее не глушат варварские методы выращивания и дрессировки.
Сохраняя заинтересованность в учении и в работе, можно добиться того, что, казалось бы, неприятные команды и манипуляции,
например - "на место", взятие на поводок, даже измерение температуры или введение шприцем вакцины, собака будет воспринимать как радость.
Ведь за беспрекословный уход на место ее хвалят и угощают, на поводок берут не только, чтобы вести домой, но и перед выходом со двора
по интересному маршруту, а легкая боль от укола при вакцинации полностью компенсируется лаской и пищевой наградой.»
(Гусев В.Г.)